J. Andrey Manoukhin (j_j_j) wrote,
J. Andrey Manoukhin
j_j_j

Италия 7: день 7, часть 4: Флоренция (Санта-Кроче)

Санта-Кроче получилась у нас 6 лет назад базиликой Шредингера: вроде, мы ее и посетили, но была закрыта вся алтарная часть и практически весь музей. Так что, считай, и не ходили - непорядок. Необходимо было наверстать.

Справка: то, что базилика Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce, сайт, wiki), построенная в XIV веке, - самая большая францисканская церковь и один из известнейших готических храмов вообще, есть в любом путеводителе. Построили ее по проекту Арнольфо ди Камбио на месте часовни, заложенной лично Св. Франциском (ее остатки внезапно обнаружились под полом базилики после наводнения 1966 года). В отличие от других итальянских готических храмов (Сиенский, Миланский, Орвиетский соборы) Санта-Кроче оформлен довольно строго, без вычурности - это связано, естественно, с тем, что нынешний фасад появился только в XIX веке. Доминантой внешнего декора принято считать шестиконечную звезду Давида, которая, будучи почитаемым христианами ветхозаветным символом, в храмах встречается нечасто. Разгадка проста: архитектором фасада был правоверный иудей Никколо Матас, который использовал магендавид в качестве "универсального религиозного символа". А спонсировал работы Анатолий Демидов, русский "князь Сан-Донато", вместе с братом Павлом. (Фасад нормально пофоткать не удалось, а почему - скажу в следующей части.)



Вход по-прежнему слева, там, где орел клюет задумчивого Данте в задницу. Очередь, несмотря на негуманные 8 евро за билет, приличная.



Внутри базилика совершенно потрясающая: к и без того впечатляющей готике по проекту Вазари удачно добавлены раннебарочные детали. Большую часть ранних алтарей заменили надгробия "лучших людей Флоренции", превративших Санта-Кроче в этакий флорентийский Пантеон (правда, Пантеон тогда был всего лишь полуразвалившимся римским храмом).



Хотя можно, конечно, сказать, что флорентийцы хоронили здесь всегда: первые могильные плиты на полу уже совсем истерлись, и только остатки надписи говорят, что здесь лежит Бьондо из рода Убертини, удачливый кондотьер и подеста (градоначальник) Пизы.



Есть и семейные захоронения (причем вплоть до начала XX века: а что, уплочено).



Похоже на комаров, а ведь это всем известные пчелы Барберини.





Среди похороненных в Санта-Кроче - изобретатель фортепиано Бартоломео Кристофори, автор врат баптистерия Лоренцо Гиберти, основатель современной политической мысли Никколо Макиавелли, великий оперный композитор Джоакино Россини, автор "Полонеза" Михаил Огинский. Кое-кто представлен кенотафами (пустыми саркофагами): в первую очередь стоит упомянуть так и не отданного Равенной Данте, великого архитектора Леона Баттисту Альберти, Флоренс Найтингейл, Энрико Ферми и Гульельмо Маркони.
Надгробие графа Витторио Альфьери, "отца итальянской трагедии", работы Антонио Кановы.



Лично для меня тут очень важны два человека. Первый - это Галилей.



Пышный саркофаг - обманка, его поставили позже, и мало кто знает, что на самом деле Галилей лежит вот под этой плитой почти у центральных дверей базилики.





А второй - Микеланджело.



Вазари устроил ему величественное надгробие, но что-то мне подсказывает, что сам Микеланджело вряд ли бы рад: сам он считал лучшим памятником себе свои работы.



Впрочем, как бы кто ни относился к Вазари, такого кривого посвящения он, безусловно, не заслуживает: "Джорджо Вазари, рыцарю закона - благодарные потомки. Сделал Лоренцо Таккини, 1585 год"



Надгробия - это, конечно, интересно, но пресловутый "синдром Стендаля" возник у Стендаля (или, как мы знаем, не возник, а был позже придуман) именно здесь. Давайте переходить к росписям. Левые капеллы нас в этом плане не интересуют: во-первых, они открыты только для верующих, во-вторых, половина расписана в XVIII-XX веках. Да, я бы посмотрел на работы Бернардо Гадди (Cappella Pulci-Berardi) и Мазо ди Банко (Cappella Bardi di Vernio, wiki), но если нельзя. то нельзя. А знаменитое распятие работы Донателло (wiki) до осени в Уффици, обидно: было бы интересно хотя бы заочно поучаствовать в его знаменитом споре с Брунеллески, приведенном у Вазари:
"Между тем Донато в то время как раз закончил деревянное распятие, которое впоследствии поместили в церковь Санта Кроче во Флоренции под картиной, написанной Таддео Гадди, и пожелал узнать мнение Филиппо; однако он в этом раскаялся, так как Филиппо ответил ему, что он посадил на крест мужика. Тот ответил: "Возьми кусок дерева и сам попробуй" (откуда и пошло это выражение), как об этом пространно повествуется в "Жизнеописании" Донато. Посему Филиппо, который хотя и имел повод для гнева, но никогда не гневался на что-либо ему сказанное, молчал в течение многих месяцев, пока не закончил деревянное распятие того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был полон яиц и всякой снеди для совместного завтрака, пока он смотрел на распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался для передачи ног, торса и рук. Фигура была скомпонована и сложена с такой цельностью, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил ее как чудо. Вещь эта находится ныне в Сан-Мариа Новелла, между капеллой Строцци и капеллой Барди да Вернио, безмерно прославляемая и в наше время".
Для справки - распятие Брунеллески (wiki). Не знаю, как кому, но мне донателловское нравится больше.

Еще одна работа Донателло (говорят, чуть ли не единственная ни разу не переезжавшая со своего места). "Благовещение Кавальканти" (wiki) он выполнил почти через 30 лет после "Распятия". Его особенностью является то, что Мария стоит перед коленопреклоненным, как и положено, ангелом. Видно, насколько Донателло свободнее в скульптурной форме, чем в юности, но также видно и то, что с пространством он до сих пор не освоился: фигуры полные, без свойственных композициям в нишах сокращений, и поэтому кажется, что им тесновато (посмотрите, как ангел поджимает левую руку) - как будто в рассказанном Вазари анекдоте про Нанни ди Банко фигурировал не Донателло, а кто-то другой.
"Под этой нишей стоят в другой нише четыре святых из мрамора, заказанные тому же Нанни цехом кузнецов, деревообделочников и каменщиков; и рассказывают, что, когда они были закончены круглыми и стоящими отдельно один от другого и ниша была сложена, то, как ни старались, в нее входили только три статуи, ибо некоторых он изобразил с распростертыми руками. Огорчившись и отчаявшись, обратился он к Донато за советом, как пособить несчастью и исправить недосмотр. Донато же, посмеявшись на этот случай, сказал: "Если ты обещаешь заплатить за ужин для меня и всех молодчиков из моей мастерской, я готов заставить этих святых влезть в нишу без всякого затруднения". Когда же Нанни обещал это с большой охотой, Донато на несколько дней отослал его в Прато для снятия кое-каких обмеров и для всяких других дел. Отправив Нанни таким способом, Донато со всеми своими учениками и подмастерьями принялся за работу и стесал у этих статуй у одной плечи, а у другой руки, так что они, потеснившись, поместились в нише и оказалось, что одна положила руку на плечо другой. Таким образом решение Донато, сочетавшего их воедино, скрыло ошибку Нанни, так что, стоя и сейчас на том же месте, они являют очевиднейшие признаки согласия и братства, и тот, кто не знает в чем дело, не замечает первоначальной ошибки".
Впрочем, говорят, что это ошибка или мистификация Вазари, поскольку эти двое святых (wiki) считаются вырезанными из одного куска мрамора.





А вот в восьмигранной кафедре Бенедетто да Майано идея перспективы обыгрывается вовсю, что и понятно: как-никак, полвека прошло.



Алтарная капелла потрясает даже на общем плане.



Росписи Аньоло Гадди посвящены сюжету "Обретение истинного креста". Ключевые моменты: "Хосров, шах персидский, завладевает крестом". Персы в волчьих шапках чудо как хороши.









"Сон Ираклия, императора Византийского".



К сожалению, снять что-то в капелле Перуцци (wiki) очень сложно: фрески сильно выцвели и осыпались, а места очень мало. Поэтому скажу лишь, что расписывал ее Джотто на сюжеты житий Св. Иоанна Крестителя и Св. Иоанна Богослова.



А вот соседняя капелла Барди (wiki) после реставрации выглядит прилично, что не может не радовать: она считается одной из вершин творчества Джотто. Здесь снова "Францисканский цикл", но он сильно отличается от того, что представлен в верхней церкви в Ассизи.



"Явление братии в Арле".



"Испытание огнем".



"Похороны Св. Франциска".





"Видение о вознесении Св. Франциска".







Св. Клара



Аллегория послушания



Аллегория целомудрия.



Считается, что алтарный образ до-джоттовской эпохи, написанный в византийской манере, был перенесен еще из той, первой церкви. Некоторые исследователи писали, что это рука Чимабуэ, - но, видимо, от незнания других имен и манеры Чимабуэ. На Коппо ди Марковальдо похоже больше, но тонировка и характерная прорисовка лиц говорят не в пользу и этой гипотезы. Так что кем был "мастер Св. Франциска Барди", остается неизвестным. Зато видно, как далеко шагнула живопись с появлением Джотто.





Боковые капеллы продолжаются и на правой стене, загибаясь в трансепт. Здесь традиционный островок для всех не долетевших до середины Днепра.



Капелла Веллюти (Cappella Velluti, wiki): "Бой Св. Архангела Михаила с драконом" Якопо дель Казентино, ученика Джотто и автора витражей алтарной капеллы. Посмотрите, как интересно с инженерной точки зрения организована многоголовость дракона - пожалуй, я больше нигде такого не видел.





Капелла Барончелли (Cappella Baroncelli, wiki) расписана Таддео Гадди (говорят, что "Введение Богородицы во храм" - первый сюжет с построением перспективы на ракурсных объектах, т.е. лестнице и зданиях). Алтарный полиптих приписывают Джотто.







Капелла Кастеллани (Cappella Castellani, wiki), выполненная сыном Таддео, Аньоло Гадди, наиболее разнообразна в смысле сюжетов и наиболее сюрреалистична в смысле подачи.
"Апокалиптическое видение Св. Иоанна на Патмосе"



Видимо, это не львы: "И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево" (Откр 7:1). Но на львов очень похожи.







"И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней" (Откр 12:1-6)
Как-то все не так. Дракон, одна штука - есть. Жена с муками рождения - имеется. Младенец в наличии, предположительно мужеского пола. Солнца, луны, венцов, звезд, диадем не наблюдается, а младенец перепеленут, прямо скажем, в тюремную робу. Странно все это.





"Св. Иоанн Богослов превращает хворост и камни в золото и драгоценности, а потом обратно" - фреска сохранилась фрагментарно из-за поставленного поверх нее надгробия графини Олбани, жены "молодого претендента" Карла Стюарта (он же Bonnie Prince Charlie) и любовницы Альфьери.





"Чудо с золотым кубком" и "Усмирение шторма Св. Николаем"





"Три чуда Св. Николая"



Особенно модно здесь издеваться над стариками: "Чудо с телегой" (за него Св. Николай получил дополнительный день почитания).





"Избиение Св. Антония бесами, разрушившими его скит".



"Мученичество Св. Аполлонии".
"Язычники схватили также Аполлонию, дивную старушку-девственницу, били по челюстям, выбили все зубы; устроили за городом костер и грозили сжечь её живьем, если она заодно с ними не произнесет кощунственных возгласов. Аполлония, немного помолившись, отошла в сторону, прыгнула с разбега в огонь и сгорела" (Евсевий Памфил, "Церковная история", VI,41).
Теперь Аполлония покровительствует стоматологам - как говорится, у кого что болит. Интересно, откуда растет рука у правого язычника?



Чуть дальше направо, в небольшом коридоре, ведущем в капеллу Медичи работы Микелоццо, уже начинается музей. Здесь представлены произведения многочисленных флорентийских художников. Но мне больше всего запомнился терракотовый алтарь Андреа делла Роббиа (Андреа все-таки мягче, чем Лука, хотя техника очень близка).



В сакристии есть работы Таддео Гадди, Спинелло Аретино и Джованни делла Роббиа, но на них мало кто обращает внимание. Крохотную капеллу Ринуччини, расписанную Джованни да Милано, и ее алтарный образ работы Джованни дель Бьондо даже не замечают.



Потому что все сразу смотрят на "Распятие" Чимабуэ (wiki) и вспоминают его трагическую историю.



"Распятие" было почти утрачено после наводнения 1966 года. Вот как об этом пишет в "Автобиографии" Франко Дзеффирелли:
"А какой горестной оказалась потеря "Распятия" Чимабуэ, которое бережно хранилось в музее Санта-Кроче! Вода сорвала с деревянного креста слой левкаса с живописью, и его фрагменты еще лежали в грязи, когда вода начала спадать. Группа ребят из городских художественных училищ все утро терпеливо копалась в грязи, приветствуя криками радости каждый найденный кусочек.
Они собирали их с благоговением, как святыню, и складывали на деревянную доску для просушки. Благодаря найденным фрагментам "Распятие" можно было бы восстановить. Когда подъехал грузовик, развозивший еду, они, ненадолго прервавшись, чтобы перекусить, возбужденно рассказывали приехавшим ребятам, чем занимаются.
В этот короткий перерыв в музей приехали уборщики и, в соответствии с полученным приказом, мощной струей воды стали вымывать из зала Чимабуэ грязь. Доска, на которую ребята бережно складывали фрагменты для просушки, была смыта. Вернувшись, они не могли поверить собственным глазам, глядя, как последний ручеек грязной воды навсегда уносит их сокровище".

Ничего не могу с собой поделать, каждый раз глаза на мокром месте.





Некоторые спрашивают: как же так, почему "Распятие" так сильно пострадало, оно же, вроде бы, не на полу лежит, а висит, причем довольно высоко (питерцы, кстати, не спрашивают - но у них и скалигерский способ размещения саркофагов вопросов не вызывает). Разгадка проста и печальна. Видите верхнюю табличку? Вот на сколько поднималась тогда вода (ниже - уровни других наводнений).



Ну, а закончим мы прогулку по Санта-Кроче капеллой Пацци (Cappella Pazzi, wiki), построенной Филиппо Брунеллески: считается, что именно здесь он опробовал знаменитую конструкцию купола, примененную позже в соборе. Все скульптурные фрагменты выполнены Донателло.



Полихромный купол портика - работы Луки делла Роббиа.





Он же добавил "фирменные" бело-голубые медальоны с апостолами.



А вот полихромные тондо с евангелистами - работа самого Брунеллески.









Строительство было начато в 1429 году, но постоянные задержки с выплатами привели к тому, что портик был закончен только через полвека, в год знаменитого заговора, когда Пацци, подстрекаемые кардиналом Риарио, убили в соборе Джулиано Медичи и ранили его брата Лоренцо Великолепного. На этом у Пацци, соперничавшего с Медичи рода, окончательно кончились деньги, и одно из величайших произведений Возрождения таи и осталось не законченным. Возможно, и к лучшему: глядишь, пришел бы через сотню-другую лет какой-нибудь Палладио и разрушил бы до основания. А зачем?

продолжение следует
Tags: firenze, italia, toscana
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments